Translate

четверг, 30 июля 2015 г.

отпускное......... Кул Шариф

мечеть Кул Шариф находится на территории Кремля, но ей хочется посвятить отдельную тему

Одной из самых почитаемых мечетей ханской Казани была знаменитая мечеть Кул Шариф. Видный татарский просветитель Шигабуддин Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся большим уважением и почетом …




Архитектура кремля ханской Казани, уничтоженного пожаром в октябре 1552 г., известна лишь по данным средневековых летописей; некоторые следы существовавших когда-то величественных построек удалось обнаружить при археологических раскопках, проводимых в последние годы в Казанском Кремле. Интересно, что остатки памятников ханского периода еще долго стояли в царское время, использовались как склады и были окончательно уничтожены, согласно свидетельству К.Фукса, только в 1807 г.




Известно, что в пределах крепостных стен располагался комплекс культовых и гражданских построек, возведенных в 15 - первой половине 16 в. В источнике "Джагфар Тарихы" подробно описывается застройка территории крепости: "А в Югары Кермане - Ханский двор, примыкающий к Ханской башне, дворец Нур-Али… Здесь же, возле башни Мир-Гали, располагается мечеть Мир-Гали, а рядом с ней - усыпальница хана Мохаммед-Эмина Иджима. Перед Ханским двором - небольшой Райский сад, за ним - площадь, а за ней - большая мечеть "Мохаммед-Алам" или "Куб-Ашраф"…




Легендарная мечеть, в русских летописях называемая "Кулшерифовой", носила имя почитаемого имама (предстоятеля на молитве), сеида Кул-Шарифа. Не удалось достоверно установить ее расположение на территории средневековой крепости, - слишком расплывчаты указания, содержащиеся в летописях: "… и приближа Христиане к Кулшерифу, к Тезицкому врагу". Мечеть, по версиям разных исследователей, могла располагаться возле Сбойливой башни, либо на северной площадке над оврагом Тазик, либо на месте, где впоследствии был возведен Архиерейский дом.









Память о мечети, поражавшей видевших ее своим величием, великолепием и изысканным декором, сохранилась в народе. Считается, что она вмещала несколько тысяч верующих. На пятничную молитву в ней собиралось практически все мужское население города, здесь проходили церемонии возведения ханов на престол. Восемь минаретов окружали купол мечети, и это необычное число связывают с напоминанием о восьми провинциях Булгарского государства; купол символически утверждал единую власть хана, а месяцы были знаком всевластия Всевышнего. Нижний ярус мечети, в два этажа, был восьмиугольным в плане. Верхний ярус завершался красивым куполом в виде булгарского венца. По углам нижнего яруса располагались одноэтажные объемы, служившие опорами четырех больших минаретов. Четыре малых минарета поднимались из углов второго яруса, достигая половины высоты купола, большие минареты значительно превышали его высоту. Навершия минаретов и купола - серебряные алемы - сверкали на солнце. Они были в виде круторогих месяцев, "рожки" которых были направлены вверх, как было принято в османско-турецких мечетях того времени.






Легендарный памятник в казанской крепости был не просто мечетью, т.е. местом сбора мусульман для молитвы. При мечети была основана школа - медресе, собрана огромная библиотека. При Кул Шарифе комплекс мечети-медресе был обращен в своеобразный дом наук, именно его современники назвали именем выдающегося сеида.

Кул Шариф - историческая личность. Его имя золотыми буквами вписано в историю татарского народа. Сеид Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. После восшествия на казанский трон хана Ядигара (Едигера), Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. В русских летописях он упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. После смерти своего отца Мансура в 1546 году имам был назначен предводителем религиозных деятелей ханства. Жители Казани глубоко уважали сеида Кул Шарифа, чтя его высокую образованность, нравственную чистоту и честность. Исследователь истории Казанского ханства М.Худяков отводит Кул Шарифу роль первого лица в государстве, поскольку, благодаря своему высокому авторитету и положению, он становился в периоды междуцарствия во главе временного правительства. Несомненно, выполнение подобных обязанностей требовало глубоких знаний, незаурядного ума и опыта.





Во время событий осени 1552 года духовный лидер татар-мусульман Кул Шариф проявил себя как выдающийся предводитель воинов. В день 2 октября 1552 года имам Кул Шариф был вместе со своим народом, героически защищавшим казанскую крепость. Русское войско, уже два месяца осаждавшее Казань, ворвалось в горящий город. С площадей и узких улочек города бои перешли на стены крепости. Жестокой схваткой сопровождалось продвижение осаждавших внутрь кремля, к Ханскому двору. Под стенами величественной мечети отчаянное сопротивление нападающим оказали шакирды медресе во главе с Кул Шарифом… 





Много веков минуло с тех пор. Исторические хроники и легенды, народные сказания, поэтические строки и полуистлевшие руины - осколки памяти о блистательной культуре Казанского ханства. Бережно сохраняют потомки немногие материальные свидетельства о величественных дворцах и мечетях, в давние времена прославивших Казанский Кремль. Сохранению и возрождению духовной культуры татарского народа посвящена мечеть Кул Шариф, возводимая в начале XXI столетия на территории древней крепости.








от счастья  созерцания можно и запрыгать,
ваша неустоявшая Лиляша

2 комментария:

  1. Как же мне нравятся Ваши работы) А сами Вы, оказывается, сама солнечная, яркая) Всегда рада увидеть свой город чужими глазами) спасибо!

    ОтветитьУдалить